С началом гражданских правоотношений, которые возникают в сфере торговли, а также в области предоставления различных услуг, стали возникать и различные конфликты между потребителями и исполнителями/продавцами. При составлении договоров купли-продажи или договора на предоставление определенной услуги, каждый из участников процесса старался оформить его с наибольшей выгодой для себя. По этой причине конфликты о нарушенных интересах покупателя стали возникать все чаще.
На сегодняшний день потребительские права надежно защищены действующим законодательством и ГК РФ.
Адвокаты нашего юридического центра имеют богатый опыт судебной практики по урегулированию подобных споров, и стоит подчеркнуть, что колоссальное количество дел о защите прав потребителей приходится на:
- споры, вытекающие из договора поставки;
- споры, которые вытекают из договора купли-продажи того или иного товара;
- споры, обусловленные неисполнением/нарушением договора долевого участия;
- урегулирование конфликтов, связанных с некачественным выполнением работ или недобросовестным оказанием услуг;
- конфликты, возникающие на почве некачественного предоставления коммунальных услуг в рамках соответствующего договора.
Любой гражданин, столкнувшись с проблемой приобретения некачественной продукции, вправе направить продавцу претензию о том, что тот продал ему некачественный товар, выдавая его за хороший. Отметим, что претензия не всегда влечет за собой начало судебного процесса. По настоянию потребителя продавец может произвести замену продукта или осуществить возврат денег, уладив таким образом вспыхнувший конфликт. Однако случаи отказов продавцов в исполнении требования покупателя достаточно много, поэтому потребитель должен знать о своих законных правах и о том, как их можно защитить.
Отметим, что при условии того, что у вас нет возможности самостоятельно отстоять свои интересы, вы всегда можете воспользоваться правовой консультацией наших юристов.
Когда можно требовать замены покупки или возврата уплаченных средств?
Существует несколько ситуаций, при которых покупатель вправе истребовать замены товара на аналогичный хорошего качества или компенсации морального вреда.
К примеру, вы приобрели товар с явными признаками брака. Здесь первым делом необходимо будет предъявить продавцу соответствующие претензии. Это делается в письменной форме: составляется заявление, в котором обязательно должно присутствовать указание на конкретный недостаток в продукте, а также дата совершения покупки. Действиями продавца должна быть замена некачественного товара в срок, определенный в Законе о защите прав потребителей (7 рабочих дней).
При этом непременно учитывается, предоставлялась ли гарантия на этот товар и не истек ли еще гарантийный срок. Во многих случаях продавец идет навстречу и производит либо замену товара, либо его починку в сервисном центре.
Если возникают сомнения по поводу наличия брака в покупке, может возникнуть соответствующий спор, и тогда для его урегулирования назначается экспертиза товара. Отметим, что услуги эксперта оплачиваются продавцом либо прочими организациями, определенными в Законе о правах потребителей (ст.18).
Нередко при осуществлении экспертизы выявляется, что ответственность за ненадлежащее качество продукции лежит на производителе. В данном случае замена/ремонт товара должна производиться именно изготовителем.
Что делать, если не получается урегулировать спор по нарушению прав потребителей мирным путем?
В соответствии с действующим законодательством все должно происходить именно по той схеме, которая описана выше. Однако, в большинстве случаев, продавец отказывается производить замену бракованной продукции или вообще не желает идти на контакт с покупателем. В таких случаях необходимо заручиться правовой поддержкой профильного специалиста, который, если понадобится, добьется справедливости через суд.
Обманутому покупателю необходимо обратиться в соответствующую инстанцию (отдел ЗПП) по месту жительства или к юристам, которые занимаются урегулированием данных споров, и изложить суть своей проблемы. Эксперты помогут оформить соответствующее заявление, где должно быть указано:
- какую именно продукцию и в каком магазине (торговой сети) вы приобрели;
- при каких обстоятельствах вами был обнаружен брак;
- срок эксплуатации приобретенного продукта;
- наименование изготовителя.
Далее необходимо будет еще раз предъявить продавцу требования о замене некачественной покупки. Нередко бывает, что после того, как продавец получит официальное заявление, он принимает решение удовлетворить требования покупателя.
Отметим, что в данном Законе указан срок, в который должны быть устранены все недочеты. Этот срок варьируется в зависимости от сложности поломки.
Напомним также, что если экспертиза покажет, что недочеты в товаре образовались вследствие неправильной эксплуатации, то ответственность за данные недочеты автоматически ложится на потребителя.
При покупке технически сложного продукта, покупатель вправе истребовать его замены, даже если в результате экспертизы будет установлено, что выявленный брак является несущественным.
В случае, если в результате эксплуатации покупки или после предоставления некачественных работ/услуг был причинен вред вашему здоровью, вы вправе требовать компенсации расходов на лечение посредством судебных разбирательств. Помочь отстоять свои права в данных вопросах вам смогут высококвалифицированные сотрудники нашей юридической компании.
Добавим также, что в рамках действующего законодательства при удовлетворении требований покупателя в судебном порядке, с исполнителя может быть истребована компенсация за отказ от добровольного удовлетворения требований потерпевшей стороны. Сумма штрафа при этом будет составлять до 50 процентов от суммы, которую суд присудил в пользу истца.
Напомним, что отстаивать свои права нужно всегда, а помогут вам в этом наши профильные эксперты!