- 20.10.2023, обновлено 23.10.2023
- Рецензент: Анна Вячеславовна
А рассказы очевидцев – это отдельная тема. И здесь будет уместно добавить, что художник-криминалист как минимум должен быть психологом начального уровня, а также уметь общаться с людьми таким образом, чтобы получить нужную ему информацию для будущего портрета. Каждый – и свидетель, и потерпевший – по-своему реагирует на пережитый ужас. У некоторых получается прийти в себя, когда рядом с ними возникает “портретист”, а некоторым так и не удается отойти от шокового состояния. Порой, с целью немного разрядить обстановку, художнику необходимо брать с собой что-то сладкое или сок на встречу с опрашиваемым.
Ситуация усложняется в разы, когда с момента совершения преступления проходит несколько дней. Путаница в показаниях, деталях, «общие» характеристики, которые подходят сотням человек, заставляют мастера “говорящего портрета” использовать свое чутье. Восполняя то, что свидетели вспомнить не в состоянии, он вносит в каждый портрет долю своего творчества. Конечно, изображение выходит реальнее, если описывающий точнее воспроизводит преступление – это гарантия примерно 70-80% достоверности. Бывают случаи, когда жертвы сами своей рукой дополняют получившийся рисунок.
Зачастую, если состояние потерпевшего долго было препятствием для работы с ним “портретиста”, последний сам предлагает готовые изображения конкретных элементов лица преступника, изменяет их до тех пор, пока не удастся удовлетворить ожидания жертвы.
Но чаще результаты составляют всего 50% от истины. Когда зарисовка длится около получаса вместо, скажем, часа, художник обычно сразу понимает, что свидетель лжет. По разным обстоятельствам это делает каждый десятый опрашиваемый.
Огромную помощь художнику-криминалисту оказывают уточняющие и наводящие вопросы. Здесь важно все. Ответ “обыкновенное лицо”, к примеру, требует уточнения формы этого самого лица; ценной информацией является указание расовых признаков злоумышленника или его национальности; нелишним будет и характеристика оттенка кожи его лица. Временами очевидцы лишь в процессе детального описания внешних особенностей вдруг вспоминают о специфических приметах правонарушителя, таких как шрамы, родинки, или изгиб бровей.
Как показывает практика, женщинам удается вспомнить больше, чем мужчинам – они могут описать взгляд и даже цвет глаз. Мужчины же больше внимания уделяют обрисовке телосложения. Тем не менее, существует еще один существенный предмет описания преступника. Удивительно, но это фон – само преступление. Он как ничто другое характеризует личность злодея. Но об этом художник старается расспрашивать интервьюируемого в отсутствие следователя, в более доверительной обстановке.
У большого числа сотрудников полиции, занимающихся этим нелегким делом, есть художественное образование. Работают в полиции и такие, кто просто талантлив от природы. Но наблюдается между ними одна общая черта: через время все они приобретают способность вычислять преступника глазами чужих людей, и узнавать его в толпе на улице по особым, почти никому не заметным, приметам.